Вы здесь

Конзалаева И.В.- зам. директора во ВР

Социальная квартира как фактор развития самостоятельности воспитанников детского дома

Актуальной остается проблема низкого уровня готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Они живут в замкнутом пространстве, на всем готовом, по особым твердо, установленным правилам под постоянной опекой взрослых, от которых полностью зависят, мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Вполне естественно, что такие дети имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются. Поэтому для успешной адаптации и интеграции они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода из детского дома в реальную жизнь. С этой целью решено было открыть на базе казенного образовательного учреждения «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» социальную квартиру.

Социальная квартира детского дома — является учебной социальной квартирой, и представляет собой специально созданное и определенным образом организованное помещение, предназначенное для временного сопровождаемого проживания воспитанников в целях их подготовки к самостоятельной жизни.

Цель социальной квартиры – подготовка воспитанников к дальнейшей жизни вне детского дома, исходя из их индивидуальных возможностей и реальных условий, удовлетворяющих в первую очередь личные интересы и потребности воспитанников.

Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот ориентирована, прежде всего, на преодоление противоречия между коллективной формой воспитания в условиях детского дома и индивидуальным характером жизни за его пределами. Именно поэтому она будет результативной только в том случае, если носит индивидуальный характер и направлена на каждого конкретного воспитанника.

Социальная квартира предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень подготовки, который характеризуется способностью решать жизненные задачи с использованием всех имеющихся в его арсенале средств.

Социальная квартира стала местом временного проживания для воспитанников выпускных классов с 17.02.2012 года. Первыми воспитанниками, заселившимися в социальную квартиру, проявившими свою самостоятельность были: воспитанник семьи «Неразлучные друзья» и воспитанник семьи «Солнечная». Инициатива и желание ребят пожить самостоятельно способствовало быстрой адаптации в социальной квартире. Они проявили и продемонстрировали умения в приготовлении разнообразных блюд и поддержании и соблюдении чистоты в квартире. Юноши относительно недавно поступили в детский дом и уже имеют опыт проживания в семье, их знания и умения были оценены воспитателями во время проживания в социальной квартире. Подписанный договор о социальном найме жилого помещения пришлось расторгнуть из-за поведения воспитанников, нарушающем пункты договора. Досрочное выселение показывает, что у воспитанников недостаточно развито чувство контроля над своим поведением.

Следующими воспитанницами, заселившимися 27.02.2012 года стали воспитанница семьи «Удивительная» и воспитанница семьи «Радужная». Как и в первом случае, инициатива и желание самостоятельно жить помогали на первых порах пребывания воспитанниц в социальной квартире. Но свободное времяпрепровождение, иждивенческая позиция девушек и нежелание что-либо делать показали низкий уровень готовности к самостоятельной жизни. Неадаптированность и неспособность справиться с возникающими трудностями воспитанниц еще раз доказывает актуальность проживания в социальной квартире. Консультации воспитателей и желание помочь девочкам в повседневных делах воспринимались как обвинение в адрес воспитанниц. Предложенная им свобода выбора и свобода действий воспринялась как бесконтрольность и самовольство в действиях.

С 15 марта в социальную квартиру заселились воспитанники семьи «Спектр». Опыт проживания этих воспитанников доказывает, что желание и инициатива при самостоятельном проживании не возникает и не проявляется в одно мгновение. Как и у предыдущих воспитанников, к началу второй недели проявляется нежелание что-либо делать для себя, утрачиваются базовые жизненные навыки, обеспечивающие самостоятельное проживание.

В социальной квартире воспитанницы семьи «Неразлучные друзья» показали себя как активные домохозяйки. Чистота, уют и приготовленный обед радовали воспитателей, осуществляющих контроль проживания девушек. В социальной квартире имеются все необходимые условия для временного проживания в ней с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, получения опыта и навыков самообслуживания. Многие интересы, потребности при самостоятельном проживании сразу проявляются в действиях воспитанников, будь то желание просто посмотреть весь день телевизор или прогулять все свободное время на улице, общаясь с друзьями или наоборот активно включиться в учебный процесс и готовиться к экзаменам. Так и у девушек при отсутствии контроля со стороны активное желания побаловать себя вкусной выпечкой сменялось желанием понежиться в кровати, не посещая в этот день школу.

Следующими заселившимися в квартиру стали воспитанники семьи «Солнечная» и воспитанник семьи «Удивительная». Ребята пробовали себя в поварском искусстве, варили супы, кашу, приготовили салат из говяжьей печени и картофель в разной вариации. Вторую неделю один из юноши проживал один, так как другому пришлось выехать на некоторое время на соревнования. Последние дни первый мог обойтись и без приготовленной пищи, попив чай со сдобой. Анализируя проживания парней, можно сказать, что они не баловали себя ассортиментом приготовленных блюд и не утруждали себя уборкой помещения, где проживают.

Созданные условия в социальной квартире, в том числе жилищные, предназначены для овладения детьми навыков, необходимых для самостоятельного проживания. Воспитанницы семьи «Солнечная» проживали в социальной квартире с 27 апреля по 11 мая. Валентина имея опыт организации питания, являлась образцом поведения для менее подготовленной Алены. Алену устраивало, что главенствующую роль взяла на себя Валентина. Алена, устраняясь от выполнения каких-либо обязательств, объясняла это простым неумением и незнанием. Валентина могла приготовить картофель Алене и плов с мясом себе, так как Алена отказывается кушать мясные блюда. Алена, имея свои пристрастия в еде, разнообразие приготовленных блюд сводились к единому приготовлению картофеля. По мнению девушек, снижает желание и стремление научиться сделать для себя что-то новое, вкусное, небольшой ассортимент продуктов, получаемый на складе. На фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны девушки показали неплохие результаты проживания в социальной квартире.

К сожалению, после выхода из детского дома у воспитанников, как правило, не происходит актуализации усвоенных навыков и знаний, они многое знают, но не умеют применять свои знания на практике. Для многих из них этот переход осложнен проявлениями синдрома «выученной беспомощности», сформировавшегося в процессе жизни в детском доме, когда они не могли изменить что-либо в своей жизни, принять самостоятельное решение, прогнозировать будущее и контролировать результат своих действий.

Проведя итоговое диагностическое анкетирование мы выяснили, что после проживания в социальной квартире 60 % воспитанников испытывали затруднения в самостоятельном выполнении режимных моментов, 40% воспитанников указали, что именно в приготовлении пищи они испытали затруднения. Для всех воспитанников не составило никаких трудностей ежедневные уборки и наведения порядка в комнате, так как это уже отработанные умения и навыки.

При проживании в социальной квартире не ощутили себя самостоятельными 40% воспитанников, а 60 % воспитанников отметили, что отсутствие контроля со стороны и возможность побыть одному позволило им почувствовать себя самостоятельными людьми.

Практически все воспитанники отметили нехватку знаний, необходимых для приготовления пищи и нуждались в помощи со стороны воспитателей и поваров.

О возможности продления времени пребывания в социальной квартире ответили положительно 70 % воспитанников, 30% воспитанникам хватило отведенного времени для самостоятельного проживания. Юноши и девушки отметили, что положительным моментом в самостоятельном проживании является личное пространство на две недели и отсутствие критики со стороны взрослых.

Воспитанники в улучшении благоустройства социальной квартиры отметили нехватку кухонных принадлежностей (ножей, миксера, мясорубки), нехватку изменения интерьера и замену ванных комнат, дополнительным пожеланием стало приобрести спутниковое телевидение.