Вы здесь

Методическое объединение

Алексеева Юлия Анатольевна - руководитель МО

Перед методическим объединением воспитателей стоят следующие задачи:

  • Создание условий для обеспечения научных подходов к организации системы воспитательной работы в детском доме;
  • Совершенствование работы научно-методического совета и творческих групп воспитателей;
  • Организация работы: теоретических, практических семинарах, мастер-классах;
  • Обеспечение научных подходов к организации воспитательной работы в детском доме;
  • Создание условий для повышения профессиональной компетенции, креативности педагогического коллектива.

Методическая тема , над которой работает методическое объединение: «Организация совершенствование воспитательной системы как эффективный механизм развития полноценной личности воспитанника» актуальна и познавательна.

В течение учебного года проводится четыре заседания методического объединения.

В методическое объединение воспитателей входят 20 педагогов.

Педагоги проводят открытые занятия часов развития Алексеева Ю.А, Домовова Е.Г,  Корч Т.Д, Сидоркина С.А., часов чтения Козлова М.Э, самоподготовки , занятия по профориентации проводит социальный педагог Жунаева С.В, Психолог детского дома Тухватулина В.Т. систематически проводит тренинги для педагогов.

Опытом педагогической работы поделились педагоги: Петрович И.Г, Евстигнеева С.М, Васильева Т.И. на основе выступлений выпущен сборник.

Педагоги принимают активное участие в написании статей и их публикации в БОУ ДПО ИРООО, Тф ОмГПУ,

Разработываются и проводятся ежегодные методические недели. Творческими группами выпускаются бюллетени. В рамках недели проводятся экскурсии в творческую лабораторию, дни творческих находок, презентации творческих работ педагогов и воспитанников, обмен опытом.

В течение учебного года используются различные формы работы: консультации, взаимопосещение занятий, проведение открытых занятий стажистов. Активно ведётся работа по апробации своих программ педагогами детского дома. Вся необходимая информация систематизируется в методическом кабинете. Постоянно пополняется новыми разработками и выпусками газеты.

Активными участниками в творческих группах признаны: Телятникова М.Е, Козлова М.Э, Домовова Е.Г, Евстигнеева С.М.

Методическое объединение в детском доме свою работу проводит системно, скоординировано с планами администрации, включая в работу различных специалистов и воспитателей.
Для повышения педагогического роста воспитателей постараемся ввести в практику:

- сотрудничество с высшими учебными заведениями;

- знакомство с новыми технологиями;

- более углубленное изучение психологии детей, фонфликталогии,

рассмотрение основных вопросов возрастных особенностей детей.

Продолжить с помощью методического объединения стимулировать ценностные ориентации педагогов в их деятельности. Делая ставку на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания детей.

Приоритетные планы МО это:

- повышение значимости профессии педагога-воспитателя;

- предоставление информации о возможных конкурсах,

конференциях, грантах.

Опыт работы методического объединения воспитателей детского дома по развитию и воспитанию толерантности

Алексеева Ю.А.

КУ «Тарский детский  дом» 

На протяжении всей жизни человека сопровождает родительская любовь. В трудные моменты жизни именно она является источником, который подкрепляет силы человека. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают дети, способна заполнить полноценная работа педагогов школ, дополнительных учреждений.

Так и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оказавшимся в детском доме нужна квалифицированная помощь педагогов, а именно психолога, социального педагога, воспитателей.

На протяжении нескольких лет в детском доме работает методическое объединение педагогов. Обязательным направлением выделена работа с детьми по развитию и воспитанию толерантности. Несколько лет в детском доме проводятся декады  и недели толерантности. Итоги и результаты работы рассмотрены на педагогических советах, семинарах, часах развитиях и различных внеклассных мероприятиях.

Работая в данном направлении, педагоги решали следующие задачи:

  • использование воспитывающих возможностей традиционных педагогических средств в условиях детского дома;
  • научение детей культуре сотрудничества, сотворчества во внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры;
  • формирование и введение в практику новых традиций в детском доме воспитывающих культуру толерантных взаимоотношений.

Решая задачи воспитания толерантной личности, педагоги испытывали следующие затруднения:

  • дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности;
  • дефицит методических разработок и опыта в повседневной практике толерантного взаимодействия воспитанников;
  • отсутствие системности.

Опыт показал, что одних разговоров с воспитанниками детского дома о толерантности недостаточно. Нужна планомерная, последовательная продуманная работа с внедрением различных форм и средств. Дети, попавшие в детский дом в основном из неблагополучных семей. Но мы педагоги понимаем, что толерантность не передается по наследству, она формируется в процессе жизни человека, в процессе постоянной работы над собой, творческого и нравственного развития подрастающего поколения.

Поэтому главной задачей воспитателей детского дома мы видим в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с  определенным багажом знаний, умений и навыков, но стали людьми самостоятельными, обладающими толерантностью, как основой своей жизненной позиции.

В лице педагогов детского дома мы видим неравнодушных, нравственных, творческих, занимающих активную жизненную позицию людей. В нашем детском доме разработана программа «Развитие толерантного взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в детском доме». Программа реализуется через организацию внеурочной деятельности воспитанников детского дома. В процессе реализации программы используются такие методы развития системы отношений: деятельность в семье, КТД, экскурсии, выставки рисунков по теме «Толерантность».

В процессе проведения мероприятий, часов развитий происходит стимулирование творческой активности, чувство товарищества, научение норм поведения, развития толерантности. Занятия помогают сформировать черты толерантной личности, чуткость, умение слушать, сопереживать, умение владеть собой и др.

Таким образом, часы развития по толерантности дают:

  • информацию по данной теме;
  • понимание сути существующих проблем в современном обществе;
  • выбор позитивных способов отношений.

            В результате плодотворной работы по толерантности были проведены открытые часы развития, такие как: «Моя планета Толерантная», «Мой толерантный мир», «Испечем пирог дружбы», «Талисман толерантности», «На мир смотрите добрыми глазами», «Путешествие в мир национальных культур» и др.

            Проводя занятия для воспитанников по  развитию толерантности, мы опираемся на следующие правила:

  • опираемся на активную позицию воспитанника, его самостоятельность и инициативу;
  • педагог должен быть толерантным сам на занятии;
  • формируют гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства воспитанников;
  • учитывать интересы воспитанников, их индивидуальных вкусов, побуждение новых интересов;
  • педагог корректирует негативное влияние на воспитанника окружающей среды;
  • отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.

Разработаны рекомендации по усилению акцентов толерантности при воспитании:

  • систематизированы и обеспечены методические разработки, опыт внеурочной деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия воспитанников;
  • апробированы на практике педагогически целенаправленные формы часов развития, сценарии мероприятий;
  • Обеспечен выпуск сборников методического материала «Неделя толерантности», «Толерантность – мир единства и многообразия» 2010г.,  «Талисман толерантности» 2012г., «Радуга толерантности» 2013г.,
  • Участие в районной конференции 2010г. и публикации в сборнике «Молодежное социальное добровольчество и его роль в формировании толерантных отношений»

Педагоги являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Детский дом дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в нем он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других. Самый яркий и длительный результат, позитивное настроение и желание общаться дает совместная подготовка к праздникам или к другим значимым для детей событий, где они будут замечены и отмечены.

Все это приводит к улучшению в детском доме духа толерантности, к умению предупредить конфликт, повышению коммуникативной культуры воспитанников. Таким образом, проводимая работа методического объединения воспитателей детского дома, направлена на развитие толерантного взаимодействия. Это представляет собой особую практическую ценность.

Используемая литература:

  1. Воробьева О.Я. «Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся», 2006.
  2. Рожков М.И., Байбародова Л.В. «Воспитание толерантности у школьников», 2003.