«Суицид- геройство или слабость»
Суицид – геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть его причинности нарыв? Можно долго рассуждать о многом, осуждать, оправдывать, корить. Но не высказать высоким слогом, что порвало тоненькую нить между жизнью и мгновенной смертью, у которой за спиной развал. Кто расскажет, как, в какие сети не по воле человек попал? Обсуждая тему, психиатры, говорун-философ, – чудаки, как на сцене скучного театра, с пафосом шлифуют языки. Но никто не знает, не узнает, сколько б не потратил он труда, почему самоубийца выбирает путь себе такой вот в никуда. |
– Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: "Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
Мероприятия профилактики суицидального поведения воспитанников детского дома.
I полугодие 2017 г.
№ | Мероприятие | Сроки проведения |
1. | Диагностика эмоционально-волевой сферы воспитанников группы суицидального риска | январь |
2. | Психологическая акция «Неделя толерантности» | январь |
3. | Занятие – тренинг «Я - уникальный» Цель: Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей | февраль |
4. | Психологическая акция «Улыбнись жизни – ты ей нравишься!» Цель: формирование позитивного отношения к жизни, преодолению трудностей | март |
5. | Консультация «Экзамены без стресса» | апрель |
6. | Консультация «Типичные проблемы» Цель: формирование способов конструктивного поведения в проблемных ситуациях, развитие умения принимать ответственность за свои поступки | май |
7. | Информационный час «Уверенность в себе - залог успеха в жизни» | июнь |
8. | Психогимнастика и психопрофилактика эмоциональных перегрузок воспитанников с помощью релаксационных занятий в сенсороной комнате | в течение полугодия |
9. | Индивидуальное консультирование, профилактические беседы воспитанников по решению актуальных проблем | по запросу |
10. | Коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в поведении и проблемы в обучении | в течение полугодия |