Вы здесь

Профилактики суицидального поведения

«Суицид- геройство или слабость»
 
Суицид – геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, – чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда.
– Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?
 
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: "Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
 
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
 
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
 
Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.
 
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
 
Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
 
Мероприятия профилактики суицидального поведения воспитанников детского дома.
I полугодие 2017 г.
 
Мероприятие
Сроки проведения
1.
Диагностика эмоционально-волевой сферы воспитанников группы суицидального риска
январь
2.
Психологическая акция «Неделя толерантности»
январь
3.
Занятие – тренинг «Я - уникальный»
Цель: Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей
февраль
4.
Психологическая акция «Улыбнись жизни – ты ей нравишься!» Цель: формирование позитивного отношения к жизни, преодолению трудностей
март
5.
Консультация «Экзамены без стресса»
апрель
6.
Консультация «Типичные проблемы» Цель: формирование способов конструктивного поведения в проблемных ситуациях, развитие умения принимать ответственность за свои поступки
май
7.
Информационный час «Уверенность в себе - залог успеха в жизни»
июнь
8.
Психогимнастика и психопрофилактика эмоциональных перегрузок воспитанников с помощью релаксационных занятий в сенсороной комнате
в течение полугодия
9.
Индивидуальное консультирование, профилактические беседы воспитанников по решению актуальных проблем
по запросу
10.
Коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в поведении и проблемы в обучении
в течение полугодия