Вы здесь

Психолог

Педагог-психолог Тухватулина Валия Тауфиковна

Дети-сироты – это особые дети. Психология их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с окружающими кроется в прошлом опыте. Дети-сироты пережили разлуку, утрату, разрыв отношений в младенчестве или в более позднем возрасте. Такой ранний опыт наполнен травматическими переживаниями, последствиями материнской депривации. Депривация - психического состояния, возникающего в результате длительного ограничения возможностей ребенка для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Психология депривированной личности детей-сирот характеризуется повышенной тревожностью, страхами, агрессивностью и т.д.

Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками специализированных учреждений, оказываются в таких условиях, которые, также не способствуют формированию позитивных черт личности и установлению прочных связей с другими людьми. Отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, многочисленность и текучесть социального окружения в детских домах ведут к ощущению чувств нестабильности и беззащитности, тормозят психологию развития детей-сирот.

Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, а также наследственные и психосоматические заболевания могут способствовать проявлению импульсивности у детей-сирот, нарушениям самоконтроля, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, заторможенности психических процессов.

Одной из основных характеристик психологии личности детей-сирот является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Другой существенной особенностью в психологии воспитанников детских домов исследователи называют гиперсексуальность. Она проявляется в повышенном интересе к половой жизни, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной этого является недостаточная общая способность детей-сирот к торможению своих первичных чувственных влечений. К этому приводит неумение ребенка реализоваться в обществе, труде, творчестве.
Психология детей-сирот характеризуется отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у детей-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом в их психологии развивается конформность – зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.
Психология развития личности детей-сирот носит специфический характер, заключающийся в повышенной агрессивности, ранимости и неуверенности ребенка. Поэтому основной задачей специалистов в области психологии и педагогики, работающих в детских домах, является изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми.

 

Психологическая служба в детском доме функционирует по следующим направлениям:

Психологическая профилактика

Цель — сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах.

Психологическая диагностика

Цель — изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям.

Психологическая коррекция

Цель — устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

Психологическое консультирование

Цель — оказание помощи всем участникам учебно — воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

Психологическое просвещение педагогов

Цель— приобщение воспитателей и детей к психологическим знаниям.

 

  • Взаимодействие педагога с агрессивными детьми
  • Как построить своё общение с тревожным ребёнком
  • Как правильно выбрать профессию
  • Коррекция повышенной тревожности
  • Музыкотерапия
  • Профилактика суицида
  • Презентация Профилактика суицида
  • Психологические особенности детей - сирот
  • Стресс и я . Игра для подростков
  • Тренинг для педагогов "Искусство релаксации"