Вы здесь

Жунаева С.В.- социальный педагог

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. В России детские приюты для детей старше 3 лет возникли в XVIII веке при монастырях.

До Октябрьской революции 1917 года в России детские приюты находились в разном подчинении и финансировались из разных источников: благотворительных обществ, частных лиц и ведомств. После Октябрьской революции все учреждения для детей-сирот были закрыты. Заботу о воспитании и содержании детей полностью взяло на себя государство. Были организованы детские учреждения для детей до 3 лет, которые стали называться «домами ребенка», и для детей старше трех лет, они получили название «детских домов».

Сегодня дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на попечении государства - оно заботится о них и должно обеспечивать всем необходимым. Дети-сироты кроме полного государственного содержания могут рассчитывать на ряд льгот во время получения образования, при трудоустройстве, при медицинском обслуживании. Сиротам гарантировано право на получение необходимого имущества и жилья.

Дети-сироты — это дети, лишившиеся родителей в результате смерти обоих или единственного родителя.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сиро­ты) — это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

По статистике, лишь небольшое число воспитанников детских домов остались без попечения в результате смерти их родителей - около 10 %. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», и число их растёт. Ведущими причинами «социального сиротства» является

продолжающееся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Говоря об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует сказать, что эти группы детей — довольно специфический и неоднородный контингент.

Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.

Можно выделить черты, которые отличают детей-сирот от сверстников, имеющих семейное окружение:

– иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

– трудности в общении;

– инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

– перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к самостоятельной жизни.

Трудности социальной адаптации детей-сирот очевидны. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.

Тарский детский дом им.Д.М.Карбышева – детский дом смешанного типа (по возрасту) с комплектованием групп по семейному типу (по родственным связям). Устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди – воспитатели, а дети проживают в группах - семьях. При наличии существенных отличий, время пребывания и задачи, совпадают с задачами обычного детского дома, основными из которых являются:

- создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

- обеспечение охраны здоровья детей;

- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

- охрана интересов и прав воспитанников;

Можно выделить следующие преимущества детского государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с созданием семейных групп:

1. Организация жизни в семейном детском доме, совместное проживание разновозрастных детей, имеющих родственные связи, способно частично компенсировать дефицит и деформации общения с взрослыми, формирует эмпатийные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

2. Детский дом семейного типа способствует более адекватному восприятию «группы-семьи» и себя в ней, развивает гибкость, партнерский тип саморегуляции в общении. Комплексная психолого-педагогическая система повышает степень положительного эмоционального отношения, что значительно ослабляет уровень агрессивности и личностной тревожности.

3. Наиболее оптимальными принципами позволяющими организовать психолого-педагогическую деятельность в детском доме семейного типа являются принципы взаимодействия «мини семей» включающих в себя разновозрастных детей, сохранения и развития родственных связей, значимости взрослого в общении с детьми.

4. Маскулинизация поведения девочек является основным следствием формы воспитания в детском доме общего типа.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Условия воспитания в детском доме устроены таким образом, что у ребёнка формируется основная ролевая позиция – позиция сироты. Эта роль удерживает ребёнка в иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Большинство воспитанников детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

В связи с этим важными функциями детских домов всех типов кроме развития, образования и воспитания являются адаптация и социализация воспитанников.

Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в детский дом поступлении в школу в процессе постинтернатного становления.

Функция социализации в детском доме, направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество.

Результатом социализации личности является развитие у нее определенной системы социальных качеств, которая фиксируется понятием «социальная зрелость», включающим в себя в качестве компонентов интеллектуальную, трудовую, правовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную зрелость личности.

С педагогической точки зрения важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью целенаправленной работы по социальной адаптации в условиях детского дома можно считать формирование социально активной личности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Есть вещи, которые невозможно привить, воспитать и показать в условиях детского дома: ничто не заменит ребёнку материнскую ласку и любовь, так же невозможно показать модель отношений между отцом и матерью в семье, ту модель семейных отношений и семейного быта, которая есть в памяти у воспитанников желательно им забыть для их же блага, чтобы в их жизни было всё совсем по-другому.

Иначе дело обстоит с формированием и развитием навыков самообслуживания, трудовых умений и навыков. Формирование у детей навыков коллективной трудовой деятельности в процессе организации генеральных уборок семейной группы и территории, закреплённой за семьёй, работа на участке подсобного хозяйства, использование методов стимулирования, собственный пример педагогов, осуществление индивидуального подхода помогает воспитанию у детей положительного отношения к труду.

Приготовление ужинов в семейных группах, самостоятельное проживание в социальной квартире выпускников детского дома – несёт функцию социализации в плане самостоятельности в решении бытовых проблем.

Насколько эффективна работа по социальной адаптации воспитанников можно будет оценить, анализируя уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить:

– насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое

образование, получить профессиональную подготовку;

– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

– насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;

– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

– отсутствие девиантного поведения.